среда, 16 июля 2014 г.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный – это единственная икона, изображающая Иисуса просто как личность, как человека, имеющего лицо.

Остальные иконические образы Иисуса показывают Его совершающим какое-либо действие или содержат указания на Его атрибуты.

Вот Он сидит на троне (значит Он – Царь), вот Он благословляет, вот Он держит в руках книгу и указывает на написанные там слова.

Множественность образов Иисуса богословски правильна, однако может скрыть основную истину христианства:


спасение приходит именно через личность Иисуса, через Иисуса как такового, а не через какие-то его отдельные действия или атрибуты. Согласно христианскому учению, Господь послал нам Своего Сына как единственный путь к спасению. Он Сам – начало и конец пути, альфа и омега. Он спасает нас самим фактом своего вечного присутствия в мире. 

Мы идем за ним не в силу каких-то обязательств или рассуждений или обычаев, а потому, что Он нас зовет.  Мы любим его не за что-то, а просто за то, что Он есть, т.е. примерно так же, как любим мы не всегда объяснимой любовью избранников или избранниц наших сердец. Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни  –  необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса. 

С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза.  Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним.

Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием.  Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие.  Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы  –  это о Нём, а здесь Он сам.

Молитва перед началом всякого дела
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального  Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: Яко без Мене не можете творити  ничесоже. Господи мой, Господи, верою в объём души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости Твоей: помози ми, грешному, сие дело , мною начинаемое, о Тебе самом  совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва по окончании всякого дела
Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе!

1 комментарий:

  1. Спасибо за объяснения, Мы много еще чего не знаем. Ещё более, меня поражает кропотливый труд автора работы.

    ОтветитьУдалить